В основной школе продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. Для 8 классов была проведена беседа «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних».
Обобщением знаний о правах, обязанностях и ответственности подростков учащимся были предложены анкеты на определение уровня правовой культуры.
Результаты: не сформировано понятие правовой культуры человека, низкий уровень этой самой культуры.
1.Знаете ли вы законы, защищающие ваши права и свободы?
Большинство опрашиваемых ( 77%) ответили что знают свои права, 23%, третий не знает своих прав, а следовательно не защищен в полной мере.
2. Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?
Большинство ребят ответили, что получают необходимую информацию в школе, на уроках обществознания и учителей - 46% , от родителей – 28%; Информацию из интернета 26%.
3.Знаете ли вы свои права и свободы?
Имеют представление о своих правах 80% опрашиваемых. 20% и не "подозревают", что имеют права и свободы. В анкетах ребята более часто называли следующие свои права и свободы: свобода слова, право на образование, право на жизнь, право на труд, свобода совести.
4.Знаете ли вы свои обязанности? Перечислите некоторые.
Считают, что имеют обязанности 80% опрошенных Были отмечены такие обязанности обязанность платить налоги (7%); служба Отечеству(10%); соблюдать законы(20%), обязанности учиться в школе (67%), слушаться родителей и учителей(7%), защищать природу(13%), делать уроки, не курить в школе, тихо сидеть на уроках, не хулиганить!
С таким "набором" обязанностей можно не беспокоиться за подрастающее поколение и будущее нашей Родины!
5.В чем проявляется уважение прав и свобод окружающих вас людей?
37% учащихся, никогда не задумывались о уважении прав и свобод окружающих людей;
Остальные 63% отмечают, что все люди свободны и равны, нужно уважать свободу другого, , не вмешиваться в чужую жизнь, не нарушать правовые и общественные нормы, воспитание хороших манер.
6.Как вы понимаете определение "правовая культура человека"?
30% опрашиваемых учащихся ничего не знают о правой культуре, 70% ответили, что
правовая культура человека - это поведение человека в обществе, не должен нарушать ничего.
7.Что вы предпримите, если при вас нарушаются права ваших сверстников?
34% учащихся, пройдут мимо, не заметят, будут молчать.
6% позовут на помощь учителя;
60% встанут на защиту, объяснят, что так делать нельзя, познакомят обидчиков с правами.
8.Каковы у вас недостатки в правовой культуре?
30% ничего не знают о правой культуре, соответственно и о своих недостатках; 30% считают, что не имеют недостатков; 40% отметили незнание законов, своих прав.
9.Считаете ли вы себя свободным человеком, и в чем это проявляется?
17% не считают себя свободными, или не совсем. Остальные 83% вполне свободны и проявляется это по- разному:
- Я свободен и могу гулять, посещать школу. - Я свободен летом от уроков. - Я полностью свободный человек - Что хочу, то и делаю.- Свобода выбора. – Свобода слова.
Подводя итоги анкеты можно сказать, что у большинства учащихся 8 классов не сформировано понятие правовой культуры человека, низкий уровень этой самой культуры. Многих вопросы анкеты заставили задуматься над отношением к праву.