Семинар классных руководителей «Формирования позитивных жизненных установок как основной фактор аддитивного поведения» в рамках акции «Молодежь за ЗОЖ»

В рамках акции «Молодежь за ЗОЖ» состоялся семинар классных руководителей, на котором рассматривался вопрос формирования позитивных жизненных установок как основной фактор аддитивного поведения.

Проблема потре6ления психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними  традиционно рассматривается как одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения.

Факторы, способствующие развитию данного поведения, в настоящее время достаточно хорошо исследованы. К ним относятся, прежде всего, наследственно-детерминированные или биологические предикторы: наследственная отягощенность в отношении психической и наркологической патологии, тяжелые соматические  заболевания в детстве, органическое поражение мозга. Эта группа детей является «группой высокого риска» и требует проведения ранней медикаментозной и психотерапевтической коррекции эмоционально-волевого статуса,  что позволит предупредить формирование аддикций.

Формирование позитивных жизненных ценностей «что такое хорошо, что такое плохо» проблематично  так же у детей группы «высокого психологического риска». К психологическим предикторам нарушения поведения относят психический  инфантилизм,  низкую устойчивость к эмоциональным нагрузкам, стрессам, высокий уровень тревожности, алекситимию. У данной категории несовершеннолетних действует принцип «что хочу, то и буду делать». Детям группы высокого психологического риска свойственно отрицательное отношение к обучению, у них отсутствуют социально одобряемая активность.  Увлечения и духовные запросы в пределах удовлетворения физиологических потребностей, высшие эмоциональные паттерны: морально-этические, интеллектуальные, эстетические не сформированы. Необходимо отметить, что данные личностные особенности формируются, прежде всего, в процессе  дисгармоничного семейного воспитания, а так же под воздействием средств массовой информации (СМИ).

В рамках наркологической профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков основным стратегическим направлением является формирование позитивных жизненных установок. С этой целью для работы с детьми группы высокого риска в ГУЗ «РНД» разработаны  и успешно реализуются следующие программы, с которыми мы и познакомились на семинаре:

- «Азбука волшебных шагов к здоровью» направлена на формирование личностных ресурсов и навыков здорового образа жизни, на воспитание активной жизненной позиции, способности реализации своего «Я» без психоактивных веществ. В течение трех лет данной программой охвачено 320 детей и 450 семей, находящихся социально- опасном положении.

- «Мать, дитя и будущее нации» направлена на поддержание нормативного жизненного стиля воспитания в семье. Данной программой охвачено 1023 чел., в том числе родители детей «группы риска» а плане потребления психоактивных веществ – 243 чел.

- «Здоровая семья – здоровые дети». Данная программа носит межведомственный характер и направлена на формирование отказа от употребления ПАВ путем совершенствования межличностных отношений в системе «родитель- ребенок».