Социально - педагогический патронаж обучающихся

Во время осенних каникул, а именно, с 3 по 10 ноября социальным педагогом Анисимовой С. В. и классными руководителями проводился социально-педагогический патронаж обучающихся и воспитанников дошкольной группы кратковременного пребывания. Обследовано всего 17 учащихся из 8 семей. Особое внимание уделялось многодетным, неблагополучным и малоимущим семьям, проживающим в с. Балдаево.

Социально - педагогический патронаж проводится в семьях, преследуя основную цель, являющуюся выявлением основных проблем, решением которых необходимо заняться в ближайшее время.

Задачи проведения социально - педагогического патронажа:

·         Изучение особенностей семьи, что носит социальный и психологический характер.

·         Демографическая особенность.

·         Осмотр состояния жилплощади, на которой предполагается проживание ребенка.

·         Проводя анализ полученных данных, определяется дальнейший спектр и направление программ реабилитации социального и педагогического направления.

Одним из главных объектов работы социального педагога является семья. Семья представляет собой систему социально-личностного функционирования человека. Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности отражаются на состоянии семьи, на семейном образе жизни. Но она находится в движении и меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

В семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия со стороны родителей и других людей того же социального слоя. Это подчеркивает особую актуальность организации досуга детей из неблагополучных семей.

Патронаж - это выявления семей, социальных групп, детей, нуждающихся в долговременной социальной поддержке. Как форма помощи и поддержки патронаж позволяет вовлекать семью в специально организованную социальной службой работу: социально-педагогического, психологического, медицинского, юридического, экономического направления при сосредоточенности на главном - преодолении имеющихся проблем. Социальный патронаж представляет собой систему мер по защите, покровительству, влиянию и контролю, осуществляемых в ее интересах. Системообразующими частями выступают: контроль, социально-педагогическое воздействие, социальная помощь и поддержка.

Социальный патронаж рассчитан на семьи, которые не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но, зачастую, даже выразить или просто осознать их в силу таких причин, как социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом, в том числе ближайшим (родственниками, друзьями); отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста; стремительное социальное падение или реальная его угроза (в связи со всеми перечисленными обстоятельствами).

Цель патронажа состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей, направленное на самопознание ее членов, самоуправление собственными межличностными отношениями, на поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований, а также возможностей их эффективного использования по коррекции и реструктуризации досуговой деятельности.

Осуществляя стратегию сотрудничества и взаимопомощи, социальный педагог стремится смотреть на мир глазами тех членов семьи, с которыми он работает, но все необходимое делает их руками. Работа с семьей проводится на постоянной основе в режиме периодичности, предполагающем постановку промежуточных целей и достижение определенных результатов, позволяющих двигаться дальше.

Сопровождение: социальный педагог всячески поддерживает и поощряет малейшие усилия семьи по выходу из состояния кризиса, их веру в свои силы, сочувствует неудачам, радуется успехам, сопереживает. Нередко приходилось наблюдать, как семья, пробуя и ошибаясь, старается выйти из неблагополучной ситуации. Социальный педагог старается не упустить момента, когда необходимо протянуть руку помощи.

Основные задачи, которые стоят перед специалистом  при мобилизации внешних и внутренних ресурсов, сводятся к следующему: выяснение обстановки, привлечение всеобщего внимания, выработка стратегии и тактики поведения, поиск союзников, поддерживание необходимого темпа.

Социально-педагогические методы и приемы, применяемые в патронаже семей, не универсальны. Однако они вполне адекватны тем явлениям и процессам социальной действительности, в которых социально-педагогические закономерности являются ведущими.

Социально-педагогический патронаж детей из неблагополучных семей состоит из четырех этапов.

Первый этап - изучение характеристик детей из неблагополучных семей и особенностей их воспитания.

Второй этап - разработка адаптационной программы и вопросов взаимодействия с классным руководителем.

Третий этап - реализация программы «Воспитание культуры семейного отношения у школьников»

Четвертый этап - анализ полученных результатов.