День славянской письменности отмечается в нашей стране с 1991 года

День  славянской письменности  отмечается  в нашей стране с 1991 года.  Праздник приурочен ко дню памяти создателей первой славянской азбуки - просветителей Кирилла и Мефодия.

22 мая прошел урок русского языка в 5 классе «Глаголица и кириллица – две азбуки славян». Он был приурочен Дню славянской письменности. Пятиклассники  с большим интересом посмотрели презентацию об истории письма, о создании глаголицы, узнали о судьбах  Кирилла и Мефодия. Увлекательным был поиск сходств и различий  двух древних азбук и современного алфавита русского языка.

 Восьмиклассники школы читали о жизни этих святых еще в апреле, готовясь к районному конкурсу сочинений   «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры».  Тогда лучшим сочинением единогласно признали работу  Ярабаева  Даниила.  Он получил право представлять щколу на районном уровне. На прошлой неделе в 8 классе был проведен урок русского языка  «Учимся ораторскому искусству». Это был урок развития речи – урок публичного выступления. Каждый из учеников получил задание узнать что-нибудь  интересное о жизни  просветителей Кирилла и Мефодия и подготовить небольшое выступление перед одноклассниками.

Так учащиеся средних классов нашей школы вместе с учительницей русского языка Мурзиной Г.В. готовятся  к 24 мая – Дню славянской письменности.

Ярабаев Даниил

Возникновение славянской письменности 

и создание азбуки святыми Кириллом и Мефодием

 

Я много раз слышал эти имена: Кирилл и Мефодий. Есть энциклопедия Кирилла и Мефодия, есть памятники Кириллу и Мефодию, есть День славянской письменности… Знал немного и об их заслугах. Но только сейчас, когда мне предложили написать сочинение, я стал читать об этих великих людях и узнал много интересного для себя. 

            Я узнал, что    Кирилл и Мефодий  - славянские первоучители и апостолы, святые – были  братьями. В миру их звали Константин и Михаил.  Кирилл был младшим из братьев, с младенчества он обнаружил необычайные умственные способности, но здоровьем не отличался.

Старший, Мефодий, еще в детских играх защищал младшенького, слабенького с непропорционально большой головой, с маленькими и коротенькими ручками. Он так и будет оберегать своего меньшего брата до самой его смерти.  Братья родились   в городе Солуни. Их отец Лев Друнгария был одним из помощников при солунском  военном генерал-губернаторе.

Кирилл и Мефодий с детства знали славянский  язык. Видимо, они имели большие связи в столице и могли рассчитывать на светскую карьеру. Но Мефодий ушел с должности правителя одной славянской области в монастырь Олимп в Малой Азии, а Кирилл, имевший доступ ко двору императрицы Феодоры, после отказа от выгодной женитьбы, принял сан священника, и после тайного ухода в монастырь стал преподавать философию в Магнаврской академии. Поэтому у него появилось прозвище   Кирилл-"философ".

Я узнал, как много Кирилл и Мефодий сделали для славян, хотя сами были греками. Они составили для славянского языка особую азбуку, так называемую "глаголицу". Удивило меня то, что они создали «глаголицу», а наш алфавит называют «кириллицей», почему? Глаголица и кириллица отличаются друг от друга и начертаниями букв, и количеством букв. Я выяснил, что глаголица была создана Кириллом, а кириллица была создана в Восточной Болгарии переславскими книжниками. Почти всюду кириллица вытеснила глаголицу. Только живущие на островах Адриатического моря хорваты даже до недавнего времени пользовались глаголическими богослужебными книгами.

Кириллица используется теми из славянских народов, которые исповедовали православие. Им пользуются русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, македонцы. В 19–20 вв. учеными-языковедами на основе кириллицы создавались системы письма для народов, живших на территории России.

Я узнал, что Кирилл и Мефодий начали перевод Священного писания на древнеболгарский язык.

 Узнав  о существовании богослужения на народном языке у народов Востока, Кирилл решил   применить  в богослужении и славянский язык. Святые Кирилл и Мефодий много трудились, переведя Святое Писание на славянский язык, проповедуя христианство в славянских странах. Были они в Моравии, где установили богослужение на славянском языке, учредили школы. Были они и в пределах нынешней России, в царстве Хозарском, и там крестили многих славян. Во время своей проповеднической деятельности Кирилл и Мефодий претерпели много несправедливых обвинений, гонений, но до конца жизни продолжали свое великое дело.

Также мне интересно было узнать, что до Кирилла у славян, по-видимому, существовала какая-то письменность на основе «черт и резов». Однако вся докирилловская славянская письменность остается большой неоднозначной проблемой, так как не найден ни один славянский памятник, написанный чертами и резами. В источниках того времени остались лишь косвенные доказательства у авторов, принадлежавших к тем народам, которые уже имели свою письменность. Сохранились и позднейшие упоминания самих славян о своих древних письменах.

       

Я думаю, что с появлением  письменности начинается настоящая история народа, история его культуры, история его мировоззрения, научных знаний, литературы и искусства. Поэтому переоценить значение письменности невозможно. Кирилл и Мефодий, создав славянскую азбуку, сделали величайший вклад в культуру славянских народов.

          История введения славянской письменности полна драматизма. Судьбы подвижников, привносящих в культуру великие изобретения и открытия, редко бывают благополучны. Так стало и с братьями Кириллом и Мефодием. Этих удивительных по своей устремленности к подлинным человеческим ценностям деятелей и запрещали, и преследовали, и обвиняли.           

Византийское просветительство сошло на нет и после 1054 года народы Моравии и Паннонии отошли к католичеству, как и многие другие западные славяне: чехи, словаки, хорваты. Но великое и святое дело Кирилла и Мефодия не заглохло и не погибло. Новую жизнь и новое развитие славянская письменность получила среди православных южных славян: у сербов и у болгар, а через них, также как и православная вера, византийская азбука проникла в Киевскую Русь и распространилась там.

         Кто знает, какой была бы Россия и мы с вами без этих двух замечательных людей?  Мы должны помнить и уважать их, чтить память о них. Таких людей можно пересчитать по пальцам. Кирилл и Мефодий – это пример того, что нужно делать добро, благо, приносить пользу независимо от того, в какой стране ты живешь, и независимо от того, какой стране ты служишь.